Удаленная работа: Для кого? Как реализовать?

20.07.10



Удаленная работа сотрудников (телеработа) – перспективная и неосвоенная пока в Украине бизнес-практика. После подробного описания экономических выгод перевода части работы в удаленный режим, я остановлюсь на вопросах: каким компаниям это подходит, и как успешно превратить часть коллектива в телеработников.

Отрасли применения

Самые большие заблуждения по поводу бизнес-применения удаленной работы: «Это для малого бизнеса» и «Это не подходит нашей компании». Конечно, телеработа как форма занятости применима не ко всем профессиям. Типичный телеработник – работник интеллектуального труда и сферы обслуживания. Его основной инструмент – информационные технологии. Такие сотрудники есть в любой средней или крупной компании. Причем их содержание обходится бизнесу дороже всего, а значит возникает соблазн оптимизировать затраты.Вот несколько удачных примеров адаптации телеработы/гибкого рабочего графика зарубежными компаниями.Сфера услуг, колл-центр Holland America Line

Удаленно работают: 78 сотрудников

Доступно для: агентов по резервированию, менеджеров по продажам, бухгалтеров.Holland America Line – организатор круизов по всему миру. Компания запустила пилотный проект по переводу части сотрудников своего колл-центра в режим удаленной работы еще в 1994 году. Сегодня 50% агентов колл-центра работают из дома. Их большую часть составляют женщины, для которых возможность быть ближе к детям и не тратить 4-5 часов на дорогу в офис – одни из главных преимуществ HAL как работодателя. Будущие телеработники обязательно проходят проверку на производительность и трудовые навыки. Они также в тестовом режиме работают неделю из офиса в среде, ожидающей их при работе дома.Страхование The Guardian Life Insurance Company of America

Удаленно работают: 50-76 сотрудников

Доступно для: специалистов по страхованию, андеррайтеров, менеджеров по работе с клиентами.Запуск программы по удаленной работе занял в Guardian 5 месяцев при активном содействии топ-менеджмента. Изначально все телеработники подчинялись одному супервайзеру. Теперь, с развитием программы каждый руководитель имеет в своем подчинении одинаковое количество сотрудников, работающих удаленно. Телеработники обязаны посещать офис 2-3 раза в неделю, чтобы забрать работу и участвовать в собраниях со всем коллективом. Возможность работать удаленно имеют только сотрудники, подтвердившие умение работать независимо.Ритейл Macy’s

Гибкое рабочее время используют: 60%

Удаленно работают: 75 сотрудников

Доступно для: логистов, менеджеров по закупкам, бухгалтеров, маркетологов.В Macy’s, одном из крупнейших американских ритейлеров, широко практикуется сжатая рабочая неделя, когда сотрудники работают 80 часов в течение 9 дней и имеют дополнительный выходной каждую вторую пятницу. Такая возможность действует с февраля по октябрь, а в сезон праздников, сотрудников наоборот поощряют работать сверхурочно. Гибкое рабочее время облегчает работу с поставщиками и клиентами в разных часовых поясах. Успешная практика использования альтернативных рабочих графиков базируется на таких правилах:Новые сотрудники могут перейти на гибкий рабочий график только по окончании испытательного срока.Выгоды гибкого рабочего графика активно продвигаются среди менеджеров.План реализацииОфициальная политика

Чтобы избежать недопонимания и конфликтов «компания-телеработник», «руководитель-телеработник», полезно зафиксировать документально все политики и процедуры относительно удаленной работы в компании. Так делает большинство организаций, успешно внедривших у себя программу телеработы.Хорошая новость – вам не нужно изобретать велосипед! Большинство работы уже проделали американские консалтинговые компании. Примеры положений, договоров, форм – все это бесплатно доступно в англоязычном Интернет-пространстве.Программное обеспечениеКак сотрудники, работающие удаленно будут получать работу? Где будут искать корпоративные ресурсы, нужные для выполнения задач?Как руководитель будет знать, присутствует ли человек на рабочем месте, и чем он занимается в данный момент?Как сотрудник сможет эффективно взаимодействовать с коллегами на расстоянии?Эти вопросы решаются с помощью внутреннего корпоративного портала. Вот примерный сценарий.«Сидя у себя дома, сотрудник заходит на сайт корпоративного портала – его виртуальное рабочее место. Здесь он видит новые задачи от коллег и статус выполнения задач, которые поставил другим. Моментально войти в курс дела помогает лента активностей – список всех последних изменений по его проектам. Быстро найти человека, документ, изображение – дело нескольких кликов благодаря поиску и полезным ссылкам на популярные ресурсы. Руководитель и остальные, присутствующие на портале, видят, когда сотрудник на рабочем месте и могут согласовать текущие вопросы, позвонив ему прямо с портала. Организовать и провести совещание в режиме он-лайн легко с помощью календаря и сервиса видео-конференций. Если же есть необходимость встретиться лично, на корпоративном портале можно заранее забронировать переговорную в офисе.»Использование корпоративного портала как инструмента для совместной работы, позволит обеспечить должный уровень информационной безопасности:Все документы и ресурсы хранятся на сервере компании, а не на машинах телеработников;Сотрудник видит на портале только то, что ему положено видеть благодаря разграничению прав доступа.Обучение

Написать сотни документов и внедрить супер-функциональный интранет-портал недостаточно, чтоб добиться от удаленных работников высокой продуктивности. Телеработники должны пройти курс обучения, который покрывает такие вопросы:пользование корпоративным порталом и оборудованием;информационная безопасность;создание и организация рабочего пространства;основы тайм-менеджмента;методы работы в команде;проблемы работы на дому.Менеджеры, под руководством которых будут трудиться телеработники также должны знать:принципы управления по результатам;правила отбора телеработников;методы решения проблемных ситуаций с телеработниками.Оборудование и Телекоммуникации



Работая из дома, сотрудники могут использовать свое собственное оборудование, существующие подключение к Интернет и телефонную линию, если они удовлетворяют техническим требованиям и это не противоречит корпоративной политике. В таком случае компания оплачивает лишь сервисную поддержку и счета за телекоммуникации. Иногда требуется обеспечить работника нужным оборудованием, предоставить широкополосный доступ в Интернет или качественную телефонную связь. Оптимальное по затратам решение будет зависеть от потребностей телеработников и расположения их жилья.